ГлавнаяМузыкальное отделениеХудожественное отделениеХореографическое отделениеАдминистрация Контакты
Поиск по сайту
Рассылка новостей

Новости

 
14 июня 2018 г.

Автор статьи: преподаватель теоретических дисциплин, заведующая теоретическим отделом Рябкова В.П.

 

         Одной из актуальных задач современного образования в сфере музыкального искусства является формирование гармонично развитой личности обучаемого. Приоритетным направлением в этом смысле является формирование правильных эстетических ориентиров учащихся школы искусств, обусловленных развитием музыкального мышления, расширением интеллектуального кругозора, формированием крепких исполнительских навыков. Безусловным залогом успешности эстетического воспитания учащихся является, прежде всего, выполнение учебной программы по дисциплинам предметного цикла. Однако немаловажную роль в становлении личности ребенка могут сыграть различные виды внеклассной работы, способствующие развитию коммуникативных навыков, организованности, артистизма, умения преодолевать трудности психологического характера.

       Творческий проект «Школьная филармония» одна из таких разновидностей внеклассной работы педагогического коллектива школы искусств «Гармония» задуман и реализован в 2017 – 2018 учебном году. Проект был запланирован и внедрен в практику внеклассной работы с октября 2017 года. В рамках проекта предусмотрено проведение филармонических концертов для детей дошкольного и школьного возраста силами учащихся и преподавателей школы искусств. Проект, включенный в план внеклассной работы творческого коллектива школы, содержит вполне конкретные цели и задачи. Приоритетная цель в работе проекта – вовлечение в концертную практику как можно большего числа учащихся с разным уровнем музыкальных способностей и исполнительских возможностей; предоставление возможности реализовать себя в концертных выступлениях на сцене детям со средними исполнительскими навыками, тем, кто не участвует в конкурсах высокого профессионального уровня. Проект призван дать возможность таким учащимся реализовать свой артистический потенциал. Еще одна цель проекта – художественно-эстетическое воспитание потенциальной аудитории проекта «Школьная филармония» – учащихся общеобразовательных школ – через активное взаимодействие школ города и школы искусств «Гармония».

      Реализации вышеуказанных целей способствовал целый ряд задач, поставленных в начале работы проекта, а также разработанный алгоритм подготовки и проведения филармонических концертов. Художественным советом школы был разработан тематический план проекта, внедренный в концертную практику силами преподавателей и учащихся. В рамках 3 абонементов (соответственно IIIV четвертям учебного года), были сформированы несколько концертных программ и соответствующих сценариев, исполненных на различных концертных площадках. Сформированы концертные бригады из числа учащихся школы искусств, с учетом корреляции возраста участников с возрастными особенностями аудитории слушателей. Так, например, младшие школьники получили возможность выступить перед своими сверстниками, что, несомненно, повышает интерес ученика к подобным выступлениям на сцене и привлекает внимание соответствующей по возрасту аудитории слушателей к исполнительству на музыкальных инструментах. Воспитательное значение таких выступлений трудно переоценить в равной степени для обеих сторон.        В рамках проекта разработана система оповещения участников о сроках и месте проведения концертов.

 

В течение 2017 – 2018 учебного года состоялись следующие концерты:

II четверть. Абонемент «Природа и музыка».

  1. Концерт «Голоса природы» проведен 30.11 2017 года в детском саду № 101.
  2. Концерт «Времена года» проведен 19.12 2017 года в общеобразовательной школе № 94.
  3. Концерт «Зимняя сказка» 21.12. 2017 года в ДШИ «Гармония».

 

IIIIV четверть. Абонемент «Музыкальное путешествие».

  1. Концерт «Россия – Родина моя» проведен 21.03 2018 года в общеобразовательной школе № 62.
  2. Концерт «Музыкальные прогулки по окрестностям Санкт-Петербурга» проведен 13.04 2018 года в ДШИ «Гармония».
  3. Концерт «Музыкальное путешествие серенького козлика» проведен 10.04 2018 года в общеобразовательной школе № 37.
  4. Концерт «Эх путь-дорожка фронтовая» проведен 8.05 2018 года в ДШИ «Гармония».
  5. Составлена программа концерта «Любимые мультфильмы» для детей дошкольного возраста.

       Педагогическим коллективом школы, увлеченно работавшим над реализацией проекта, был поставлен целый ряд задач воспитательного характера: формирование сценической «смелости» у учащихся младшего и среднего школьного возраста; воспитание чувства ответственности за себя и своего товарища; формирование чувства коллективизма и дружеской поддержки. А также формирование культуры общения: ученик – ученик, ученик – учитель; воспитание у учащихся организованности и умения сосредоточиться на поставленных задачах; формирование умения анализировать пройденный исполнительский опыт; воспитание интереса к сценической деятельности через исполнение музыкального произведения для своих ровесников.

   «Школьная филармония» по существу является творческим проектом. Присутствие творческого компонента, наблюдалось на всех этапах работы проекта и касалось всех его участников. Если понимать творчество как процесс самореализации личности, то проект, в данном случае, предоставил возможность такой реализации, как педагогическому коллективу школы, так и учащимся, принявшим участие в концертных выступлениях. Активный творческий подход проявился в создании тематического плана работы филармонии художественным советом школы, отборе репертуара преподавателями всех действующих в школе исполнительских специальностей, создании сценариев ведущими концертов, исполнении произведений репертуарного списка учащимися младших, средних и старших классов школы искусств «Гармония».

     Подводя итоги работы проекта «Школьная филармония» необходимо обозначить проблемы, возникшие в процессе работы, которые повлекли за собой корректировку намеченного в начале учебного года тематического плана. В процессе работы проекта появились изменения в тематическом плане. Концерты, запланированные для проведения в III четверти – «Тюменский край» и «Московских окон негасимый свет» – были объединены в единый концерт «Россия – Родина моя», так как возникли сложности с подбором репертуара по специальностям. Были смещены сроки проведения концертов III четверти. Так из четырех концертов был проведен всего лишь один, остальные («Музыкальное путешествие серенького козлика» и «Музыкальные прогулки по окрестностям Санкт-Петербурга») были перенесены на IV четверть. Вследствие этого, запланированные концерты IV четверти, абонемента № 3 «Фильм, фильм, фильм», такие как «Любимые мультфильмы» для дошкольников и «Звучала музыка с экрана» для слушателей из геронтологического центра не были проведены.

   Воспрепятствовал проведению этих мероприятий целый ряд причин субъективного и объективного характера. К субъективным причинам можно отнести активную занятость учащихся и преподавателей в конкурсах, классных концертах, технических зачетах, экзаменах узкоспециализированного направления. Преодоление этих причин возможно лишь при более тщательном скоординированном планировании внеклассных мероприятий в рамках школы. К объективным причинам относятся наличие актированных и карантинных дней, в связи, с чем были отменены запланированные концерты. Отсутствие системной договоренности на уровне руководящих органов школ города с детскими школами искусств привело к возникновению проблемы, связанной с поиском концертных площадок для выступлений. Руководство общеобразовательных школ и детских садов не очень охотно соглашается на проведение подобных мероприятий. Ставя задачи эстетического воспитания учащихся, школы, при этом, не имеют эффективных механизмов взаимодействия друг с другом. Решение подобной проблемы, возможно, лежит в плоскости договоренности руководителей образования города с органами управления общеобразовательных школ и школ искусств. В рамках системного подхода, при планировании внеклассной работы, руководство общеобразовательной школы может оставлять нишу для творческого взаимодействия со школами искусств. Преследуя цель качества художественно-эстетического воспитания, следует отказаться от формального подхода к делу, остановив свой выбор, например, на одном двух, классах общеобразовательной школы, работая с ними на протяжении учебного года. Необходимо выработать единую стратегию эстетического воспитания учащихся и тактические механизмы взаимодействия между общеобразовательной и музыкальной школой на уровне руководителей образования города. Решение проблемы концертных площадок возможно через обеспечение проекта «Школьная филармония» постоянной концертной площадкой, куда можно было бы приглашать на детей и родителей из разных школ, так как это сделано в некоторых странах Европы.

       Необходимо подчеркнуть мысль о том, что следует учитывать здоровьесберегающий аспект обучения детей в детской школе искусств и не перегружать их и без того насыщенный график жизни. Как показывает опыт, следует планировать не более 1-2 концертов в четверть. Что касается реализации одной из целей проекта: художественно-эстетического развития учащихся общеобразовательных школ, то достижение столь глобальной цели, пожалуй, под силу лишь профессиональному коллективу «взрослой» филармонии.

     В процессе работы проекта, возник целый ряд нелицеприятных нюансов организационного характера. Они связаны с освобождением детей от уроков в общеобразовательной школе, что не всегда возможно, а также с нарушением расписания уроков преподавателей, сопровождающих детей на филармонические концерты, при планировании которых невозможно учесть интересы всех участников мероприятия с максимально возможным удобством. Несмотря на сложности, задачи, поставленные в процессе реализации проекта, в большинстве своем, выполнены. В перспективе возможно проведение мониторинга и диагностики реализации воспитательных задач, а это реально лишь после нескольких состоявшихся филармонических сезонов. Как показывает опыт, концертная практика оказывает большое влияние на формирование личности ученика. Участие в филармонических концертах способствует формированию сценической уверенности юного исполнителя, воспитывает, ответственность, организованность, «чувство локтя» – качества, необходимые для выполнения поставленной задачи в интересах общего дела.Весьма полезный опыт приобрели не только учащиеся, которые были вовлечены в активную концертную деятельность независимо от их ученического статуса и способностей, но и преподаватели, которые получили возможность мониторинга особенностей развития ученика в условиях концертной исполнительской практики.



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Новости

Уважаемые коллеги!
Посетители сайта
Облако меток
Для поступающих
Открыть раздел Для поступающих
Творческие проекты школы
Открыть раздел Творческие проекты школы
Вы можете оставить свое обращение - мы ответим. Или отправить на электронную почту . Оставьте запись в нашей гостевой книге - мы будем искренне рады!...
Открыть раздел Обращения граждан ("Направить обращение")
Цель данных рекомендаций - помочь гражданам правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также обеспечить создание условий, способствующих...
Открыть раздел Информация для граждан
Интернет–ресурсы о правах ребенка, адаптированные для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детейПрава и Дети в Интернете Официальный сайт...
Открыть раздел Интернет-ресурсы о правах ребенка
Советы родителям Нет такого исполнителя, который не волновался бы перед концертным выступлением....
Открыть раздел Советы родителям